Направление: Экспедирование в порту. Авиа, железнодорожные, морские перевозки.
Каждый вид грузоперевозок имеет свои характеристики, правила и условия. Одним из популярных и удобных способов доставки грузов разного вида в настоящее время является использование морских транспортных путей. Для движения грузов морскими судами создан специальный график захода в тот или иной порт. Каждая судоходная линия придерживается строгого плана, согласно которому водный транспорт и контейнеры должны находиться в пути и в порту в определенное время. Рамки этого периода четко очерчены, прописана точная дата и время, когда судно должно вставать на погрузку или разгрузку.
Нарушать расписание нельзя, так как результатом несоблюдения графика всегда являются немалые убытки. Условия фрахта (под словом фрахт подразумевается предоставление морского судна) того или иного судовладельца нужно соблюдать в обязательном порядке. Права и обязанности сторон прописываются в соглашении, и если одно из условий нарушается, то сторона, допустившая нарушение будет нести ответственность, которая чаще всего выражается в денежной компенсации.
На предварительном этапе составления договора проводится планирование и распределение времени, которое будет использоваться для нахождения груза в порту, на судне, а также после выгрузки. Нарушать указанные сроки нельзя, поскольку терминал будет расценивать подобные действия как нарушение условий договоренности. Естественно, это чревато неустойкой и штрафными предписаниями. В результате подобных действий контрагент, который получил в аренду судно или контейнер обязан возместить ущерб судоходной компании.
Возмещение затрат, вызванных непредвиденными простоями и задержками происходит согласно виду неустойки. Есть два типа неустойки, по которым определяется размер и сумма компенсации. Демередж и детеншн в контейнерных перевозках – это термины, использующиеся для обозначения того или иного нарушения.
Каждый, кто когда-либо был заказчиком или исполнителем контейнерных перевозок встречался прямо иди косвенно с этим термином - демерредж. Подробное объяснение можно найти в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» и Кодексе торгового мореплавания РФ. Согласно указанным нормативным актам термин трактуется в нескольких значениях.
Сверхнормативное время или тот же демередж берет начало с того момента, как нормативное (его еще называют сталийным) время истекло. Не лимитированное время, в течение которого проводилась погрузка или разгрузка судна считается в рабочих днях, часах и минутах.
Нужно правильно ориентироваться в терминах, чтобы не путать демередж с детеншен. Между ними есть отличия, заключаются они в условиях арендного пользования – детеншн относится к аренде контейнера, но не судна.
Интересный факт: слово демередж имеет французское происхождение. В переводе demeurer трактуется, как оставаться. Правильным считается произношение с ударением на первый слог – демередж. Английский язык также располагает словом demurrage, что в переводе значит простой судна.
Погрузка и разгрузка должны проходить в рамках определенного отрезка времени, которое называется – сталийное. При затягивании погрузочно-разгрузочных работ наступает контрсталийное время. Именно за период (контрсталийное время), когда морской транспорт простаивал в порту и необходимо уплатить демередж.
Каков размер неустойки – решение по этому вопросу принимается на стадии предварительного планирования перевозки по обоюдному соглашению сторон. В определении суммы неустойки могут также участвовать тарифы, действующие в конкретном порту. В случае, когда нет ни одного, ни другого (соглашения и тарифов), компенсация должна покрыть расходы судовладельца, потраченные на зарплату для экипажа, амортизацию и содержание водного транспорта.
Ставка демереджа назначается за одни сутки (или их часть), когда судно в порту находилось сверх положенной нормы. На размер суммы влияют специфика груза и тип контейнера. Как происходит расчет можно посмотреть на следующем примере:
Сумма демереджа равна 350 $ за 7 часов. Расчет выполняется по формуле: (1200:24)х7 = 350.
Период стоянки водного транспортного средства значится таким термином, как сталийное время. Под словом сталия подразумевается время, в течение которого должны быть выполнены погрузочные либо разгрузочные действия. Им также называют и оговоренный сторонами период, на который судовладелец предоставляет свой водный транспорт для погрузочно-разгрузочных работ, не взимая за это добавочный сбор.
В целом транспортировка груза, особенно международная, дело очень серьезное как в плане грамотной организации всего процесса, так и в деле юридически правильного оформления документации.
Использование морских путей для перевозки грузов обязывает к знанию такого термина, как детеншн (в английском правописании detention). Термин рассматривается в двух значениях:
Судоходной линии положена и в обязательном порядке выплачивается неустойка за то, что контейнер не был возвращен в указанные сроки, что является законным поводом для наложения штрафа, обязывающего выплатить неустойку владельцу контейнера.
Судоходные компании дают в пользование контейнера без оплаты. Такая льготная эксплуатация возможна в определенный отрезок времени, рамки которого нужно соблюдать. Невыполнение условий оборачивается штрафом. Например, судовладелец оговорил 4 дня бесплатного пользования. За это время груз должен быть доставлен получателю. Возврат контейнера состоялся только через 7 дней. Это значит, что за 3 дня надо заплатить.
Ставка определяется типом контейнера. День задержки 20-футового стоит 20 $, такой же объем, но цена рефрижератора другая – 60 $. Если делать расчет, исходя из 3 дней, получится 60 $ или 180 $.
В случаях, когда задержка касается и простоя судна, и возврата контейнера с опозданием, демередж и детеншн в контейнерных перевозках могут действовать одновременно. Но здесь есть свои нюансы. Оплата производится за один период, а ставка будет определена за день просрочки.
Пример: если происходит импорт груза: как только судно зашло в порт, начинается время отсчета простоя. Конечная точка отсчета – возврат порожнего контейнера. При экспорте дело обстоит несколько иначе: отправитель груза берет контейнер для погрузки, после чего возвращает его уже заполненным. Срок использования (аренды) это отрезок времени, в который контейнер находился вне порта.
Заинтересованность судоходных компаний прежде всего состоит в том, чтобы водные транспортные средства находились в быстром обороте, без задержек и простоев. Лишнее время, потраченное на простой никому не при носит выгоды. Чем быстрее отправитель справится с погрузочными работами или разгрузкой, тем быстрее судно выйдет в море, совершит определенный рейс, в результате чего владелец судна получит прибыль, а заказчик сохранит свои средства, не растрачивая их на оплату неустойки.
Из трех сторон, имеющих отношение к транспортировке груза нарушение сроков нахождения судна в пути или в порту, а также задержка возврата контейнера выгоды никому не приносит – ни владельцу судоходной линии, ни отправителю, ни получателю. Но все же подобные случаи имеют место. Исходя из практики, можно сделать вывод, что проблемы чаще всего возникают по следующим причинам:
Демередж и детеншн это не единственный вид штрафов. Нередки случаи, когда время хранения груза в порту превышает положенный срок. Иногда забрать груз невозможно по причине его задержки на таможне, а бывает и так, что просто нет достаточных денежных средств для оплаты растаможки. В таких случаях увеличивается сумма демереджа, причем, на него еще начисляется НДС.
Гарантированно уйти от подобных проблем можно, если поручить растаможивание груза либо полное прохождение всех этапов международной логистики специалистам профессиональной компании. Проще говоря, отдать все дела, касающиеся перевозки на аутсорсинг.
Комплексный пакет услуг можно получить у нас. Это профессионал в области осуществления международных перевозок, который обеспечивает качественное и беспрепятственное преодоление таких процессов, как ПРР, заключение договоров с транспортными фирмами, хранение на складах, растаможивание, сертификация, подготовка пакета документов и его экспертная оценка.
У нас можно получить логистику «под ключ», избежав демереджа, детеншна и прочих санкций, чреватых существенными денежными штрафами и другими малоприятными моментами.