Направление: Экспедирование в порту. Авиа, железнодорожные, морские перевозки.
Одной из наиболее выгодных и доходных видов предпринимательства является внешнеэкономическая деятельность, ведение которой связано с процедурой таможенного оформления ввозимых в страну товаров.
Таможенное оформление – ответственная процедура, которую нужно выполнять очень внимательно. Любые, даже мельчайшие неточности и ошибки при выполнении расчета таможенной стоимости, ошибки при заполнении документов, их несоответствие действующим законодательным нормам способны вызывать необходимость проведения КТС – корректировки таможенной стоимости.
КТС – распространенная процедура, в ходе которой пересчитывается таможенная цена ввозимой продукции, указанная импортером либо его таможенным агентом в документах. Проводится корректировка таможенной стоимости, если таможенники не соглашаются с представленными им данными и требуют внести в них необходимые изменения.
В таком случае, если задекларированная импортером стоимость товаров оказывается ниже той, которая указана во внутренних таможенных документах, представители таможенной службы вправе потребовать от декларанта предоставление полной расшифровки понесенных им расходов и их документального основания.
В том случае, если данные в предоставленных импортером данных и составленной декларации не совпадут, потребуется КТС. Она приводит к доначислению пошлин и налогов, может стать причиной нарушения условий заключенных с покупателями договоров и нарушения сроков поставки. Из-за этого может пострадать репутация компании и начаться долгие судебные разбирательства.
Существует условная и окончательная КТС. У каждой из них есть свои нюансы.
Как показывает опыт, импортеры в большинстве случаев соглашаются с КТС. Такое решение обеспечивает экономию времени, минимизирует временные и финансовые расходы.
Расчет ТС товаров таможенники и компании-импортеры осуществляют, опираясь на действующие международные договора, которые были заключены между государствами-участниками ТС. Сотрудники таможни внимательно следят за соблюдением законодательных нормативов в этой области, так как от рассчитанного размера таможенной стоимости зависит размер налоговых платежей и пошлин, поступающих в бюджет.
1.1. Основываясь на сделке с теми товарами, которые будут ввозиться. В этом случае учитываются те расходы на покупку, перевозку, страховку и лицензирование товаров которые были совершены фактически на момент пересечения российской границе либо подлежат уплате.
2.2. Основываясь на сделке с полностью идентичными товарами. При использовании этого метода таможенная сумма, которая подлежит оцениванию, пересчитывается в соответствии со стоимостью таких же товаров, которыми уже был пройден таможенный контроль. Использование этой методики возможно в том случае, если идентичные товары соответствуют следующим требованиям:
3.3. Основываясь на сделке со схожими (однородными) товарами. В этом случае используется процедура расчета, аналогичная той, которая применялась в предыдущей методике, но с одним исключением. Однородные товары имеют похожие характеристики, выполняют похожие функции, изготавливаются из похожих материалов, однако имеют и ряд небольших отличий. Благодаря своей схожести, однородные товары в определенных обстоятельствах способны быть взаимозаменяемыми.
4.4. Основываясь на вычитании стоимости. При выполнении расчетов учитывается стоимость схожих товаров, которые реализованы были на российской территории в своем первоначальном (не измененном и не переработанном) виде наиболее крупной партией. При этом из общей стоимости обязательно должны быть исключены те расходы, которые имеют отношение к внутреннему рынку и в таможенную стоимость не включаются (на перевозку продукции внутри страны, ее сбыт и так далее).
5.5. Основываясь на сложении стоимости. В этом случае в расчет берутся производственные издержки товаров, подлежащих оцениванию. К ним приплюсовывают суммы прибыли, а также расходов на продажу подлежащих оценке товаров.
6.6. Резервный метод. Эта методики основана на применении экспертных оценок и определенных расчетов с использованием той цены, по которой подлежащая оценке продукция продается на российской территории.
Перечисленные выше методы используются сотрудниками таможни и в том случае, если осуществляется корректировка таможенной стоимости. При этом выбрать одни из этих методов по собственному усмотрению нельзя. При выборе приоритет отдается первой методике, если в конкретном случае ее использовать не получается, переходят ко второй и так далее. Данное правило не относится только к методам, размещенным под номерами четыре и пять, – они являются равноценными и могут меняться местами.
Таможенный инспектор, рассмотрев поданную декларацию, имеет право принять расчет компании-импортера либо не принимать его и назначить КТС.
Проведение данной процедуры назначается сотрудниками таможни в следующих ситуациях:
КТС может быть инициирована организацией-импортером при необходимости внесения в предоставленные документы каких-либо изменений.
Чаще всего КТС инициируется таможней. Такая процедура включает в себя следующие этапы:
Все нужные расчеты и сверки компания-декларант осуществляет самостоятельно по соответствующими указаниями таможенников. Также ее обязанностью является предоставление оригиналов подтверждающих документов.
Такая процедура состоит из следующих этапов:
Заполнять формы КТС имеют право сотрудники таможенной службы либо таможенный представитель компании – это зависит от того, кем была инициирована проверка и корректировка. Каждый вариант КТС получает индивидуальный таможенный код.
После выпуска товара потребовать КТС могут в течение трех лет. Внесения обеспечительного платежа в этом случае не требуется. Инициировать проверку может как таможенная служба, так и компания-декларант.
Чтобы определить таможенную стоимость максимально точно, представителям таможни необходимы следующие документы:
Если компания-декларант с решением таможни не согласна, она может обжаловать результаты КТС, обратившись с заявлением в суд.
Если таможня проводила корректировку на основе данных, носящих статистический характер, которые могут использоваться только при отсутствии у декларанта документов, подтверждающих реальные затраты, судебные инстанции могут признать результаты незаконными. В этом случае суд предписывает таможне сделать перерасчет ТС и вернуть декларанту сумму переплаты.
Эта процедура проводится очень часто, однако обязательной она не является. Хотя по закону эти методы должны использоваться в строгой последовательности, представители таможни нередко нарушают это правило и предпочитают использовать самые простые и удобные для них методики, например, резервный метод. Поэтому нужно требовать, чтобы таможенная служба применяла методы в необходимом порядке и соблюдала все законодательные нормы.
Если действия таможни правомерны, а КТС была проведена по действующему законодательству, компания-декларант обязана выплатить все налоги и пошлины.